Компьютерная зависимость у детей

 

 

  Что делать если вы замечаете: ребенок полностью погружен в мир виртуальной реальности? Зовете его, а в ответ получаете лишь тишину или агрессивные нападки? Он проводит за компьютером все свое время и больше ничем не интересуется? Есть вероятность, что он стал жертвой компьютерной зависимости. Но не спешите бить тревогу и делать скоропалительные выводы. Давайте лучше разберем детально, что представляет собой зависимость от гаджетов и Интернета. Как она возникает? Что делать в этой ситуации и как не ошибиться?

Что такое компьютерная зависимость и ее основные признаки.

Термин «компьютерной зависимости» подразумевает маниакальное стремление человека проводить все время в виртуальном мире, в ущерб работе, учебе, социальным связям. Особенно склонны к его возникновению дети и подростки. Ведь их психика еще недостаточно окрепла, они уязвимы перед любым сильным влиянием. Конечно, наличие компьютерной зависимости, как психического заболевания, может констатировать только психолог. Но и в домашних условиях существуют несколько явных признаков, которые под силу заметить родителям:

-        ребенок проводит за компьютером почти все свободное время, а также время, отведенное для учебы, прогулок или домашних обязанностей;

-        агрессивно реагирует на просьбы родных отвлечься от своего занятия;

-        дети с компьютерной зависимостью включают гаджеты сразу после пробуждения и даже засыпают с ними;

-        они ограничивают все «живые» контакты и заменяют их общением в социальных сетях;

-        почти все интересы мальчиков и девочек, страдающих этим заболеванием, сводятся к обсуждению новинок техники, игр и т. д.;

-        в подобном состоянии страдает учеба, обязанности по дому не выполняются, ребенок не интересуется жизнью родных и друзей;

-        отсутствие гаджетов, по-разному влияет на поведение таких детей, они могут испытывать раздражение, апатию, агрессию или ломку.

Существует несколько разновидностей компьютерной зависимости. Самые распространенные из них это кибераддикция и сетеголизм.

В первом случае ребенок чрезмерно увлечен разными видами игр, а второй вид зависимости отличается увлечением социальными сетями, форумами, насыщением ненужной информацией (видео-блоги, ролики).

Зависимость у малышей. С чего все начинается?

По исследованиям детских психологов, еще 10 лет назад средний возраст ребенка зависимого от компьютера, составлял 10-12 лет. Сейчас, первые признаки зависимости появляются уже в дошкольном возрасте. А главными виновниками такой ситуации являются, как это ни удивительно, сами родители. Именно они поощряют увлечение маленьких детей гаджетами.

Все начинается с родительской усталости и нежелания заниматься развитием и образованием собственных чад. Согласитесь, что гораздо проще вложить телефон в маленькую детскую ладошку и спокойно заниматься своими делами, пока малыш пребывает во власти разноцветных картинок, сомнительных мультфильмов или различных игрушек. Данные ситуации можно наблюдать везде. И самим родителям очень нравится такое положение дел: ребенок что-то делает, находится в поле зрения, не подвергает себя физической опасности, не мешает взрослым общаться или работать. Удобно? Несомненно! Но чем опасно такое родительское поведение?

Маленькие дети в возрасте 2-5 лет способны самостоятельно найти видео в родительском телефоне. Но у них еще не сформировалось мышление, избирательность и предпочтения. Они формируются как раз под воздействием той информации, которую ребенок «впитывает» из окружающего мира. Если кроме телефона или планшета у малыша нет других источников познания, то фундамент личности маленького человека составит именно то, что он увидит в телефоне, телевизоре, планшете. А значит, родители почти не смогут повлиять на становление своего ребенка и его личностных качеств. Хорошо ли это?

Устойчивая зависимость от компьютера у школьников.

            Позже, когда ребенок отправляется в школу, у него начинается новый чувствительный период в жизни, когда возрастает опасность упустить момент и школьник подвергнется пагубной зависимости от гаджетов.

Вот основные причины компьютерной зависимости у младших школьников:

-        интерес ко всему новому, который вовремя не был направлен на несколько видов деятельности под присмотром значимых взрослых (родных, учителей);

-        недостаток внимания со стороны родителей;

-        желание не отставать от сверстников; отсутствие интересов, хобби, увлечений;

-        желание «скрыться» от действительности, если в семье существуют серьезные проблемы;

-        неуверенность в себе, застенчивость, проблемы в общении.

 Таким образом, благодаря компьютеру, ребенок компенсирует себе дефицит общения. Он заменяет реальность виртуальными мирами, где все можно контролировать, в отличие от реальности.

Что влияет на возникновение зависимости у подростков?

            У большинства старших школьников очень насыщенная, сложная программа обучения. О чем не все родители даже догадываются. Им неведомо скольким стрессам подвергается их ребенок в течение одного дня. Иногда, родители даже обесценивают подростковые проблемы, не воспринимая их всерьез. В этом возрасте появляются проблемы в отношениях с противоположным полом, первые симпатии. Не всем подросткам удается самостоятельно справиться с навалившимися трудностями. И если у старшего школьника не выстроены доверительные отношения с родными, то велика вероятность, что он начнет искать понимания у своего электронного друга.

Причины, по которым дети 11-15 лет попадают под влияние гаджетов:

-        чрезмерные нагрузки в школе;

-        недоверие к родителям и убежденность, что они не смогут понять их трудностей;

-        конфликты со сверстниками или в семье; отсутствие настоящих друзей;

-        недоверие к окружающему миру;

-        страх будущего.

Это самый опасный период. Изменения, которые произойдут в это время, могут стать необратимыми.

            К чему приводит неконтролируемая страсть к гаджетам?

У настоящей компьютерной зависимости есть ряд абсолютно предсказуемых последствий:

-        снижение зрения;

-        ожирение, возникающее из-за привычки поедать за монитором все съестное, что находится в пределах досягаемости;

-        проблемы со сном, ведь дети проводят возле экранов даже время, отведенное на сон;

-        проблемы с памятью и вниманием, как следствие бессонницы;

-        отсутствие социальных контактов со сверстниками и взрослыми приводит к одиночеству, замкнутости, неумению взаимодействовать с окружающими;

 Такие изменения могут повлиять на всю дальнейшую жизнь еще не сформировавшегося человека и привести к серьезным нарушениям психики (провалы в памяти, аутизм, шизофрения).

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

Психологи разработали несложные рекомендации для родителей, которые предупреждают возникновение компьютерной зависимости.

1.Разрешая дошкольникам проводить время за просмотром мультфильмов или видеороликов, родители должны строго контролировать содержание контента. Лучше посмотреть мультфильм вместе со своим ребенком. В процессе или по окончанию просмотра, активно обсудить все увиденное. Таким образом, у малыша будет представление о разных взглядах на одну ситуацию, сформируется речь, понятие избирательности, логическое мышление.

2.Ребенок не должен проводить за компьютером или телефоном все свободное время. Используйте гаджеты в качестве поощрения за успешную учебу, хорошее поведение, выполнение домашних дел.

3. Подавайте собственный пример. Видя, как безвылазно взрослые пропадают в собственном телефоне, ребенок и сам погружается в виртуальную реальность.

4. Займите время ребенка активными играми, кружками, прогулками на свежем воздухе. Настаивайте на совместных походах в развлекательные центры, театры, детские мероприятия. Обычно, дети младшего школьного возраста, с удовольствием соглашаются на любые предложения активного отдыха. Если этого не происходит и ребенок реагирует без особого интереса – в жизни вашего ребенка происходит что-то неприятное, требующее родительского внимания.

5. Интересуйтесь его отношениями со сверстниками, увлечениями, достижениями. 6.Разрешайте приходить в гости друзьям ребенка. Поощряйте его стремление к социальным контактам.

7.Наблюдайте за поведением детей в Интернете. Контролируйте время, когда он заходит в сеть. Если он ведет блог – подпишитесь. Монтирует видеоролики? Смотрите результаты его трудов. Обговаривайте, вникайте.

8.Обсуждайте, почему именно те или иные игры выбирает ребенок. Попробуйте поиграть вместе с ним, но только после обязательно настаивайте на отдыхе или смене занятия на любое другое, не связанное с Интернетом.

9.Если ребенок застенчив, и ему легче искать общение в сети – хвалите и поддерживайте его за любое off-line достижение.

10.Установите фильтры на нежелательные сайты. Такой прием необходим, ведь невозможно контролировать постоянно, чем занимается ребенок, когда проводит время у монитора.

Эти советы помогут избежать проблем в будущем. И покажут ребенку, что вам небезразличны его увлечения.

Всегда ли это зависимость? Как не допустить ошибку?

У всего есть обратная сторона. Вот и компьютерная зависимость может оказаться не такой опасной. Ведь Интернет – это не хорошо и не плохо. Важно лишь то, как его использовать. Особенно осторожными следует быть родителям, чтобы не попутать зависимость с увлечением. Если ребенок часто проводит время за компьютером, поинтересуйтесь у него, что он обычно делает. Может, он страстно увлечен программированием, дизайном и другими полезными навыками. Или долгое время делает школьный проект, учиться создавать презентации, обрабатывает фотографии. Может быть, он играет в полезные игры, которые развивают эрудицию, память и мышление.

Не стоит хвататься за голову, когда ребенок, сидя за монитором, один раз забыл поужинать. Или был так увлечен, что не услышал вашей просьбы убраться в комнате. Не кричите, что у него на уме одни гаджеты. Это не приведет к желаемому результату, а испортит настроение вам обоим.

Когда возникает подозрение и опасение за здоровье любимого чада, следует успокоиться, грамотно вникнуть в ситуацию. Расспросите ребенка о его занятиях. Если все окажется не так страшно и ребенок занимается полезными вещами, просто договоритесь, чтобы он не забывал кушать и отдыхать. И обязательно показал вам конечные результаты своей деятельности!

Что делать, если ребенок уже страдает компьютерной зависимостью?

Если зависимость от компьютерных игр или социальных сетей действительно выявлена у ребенка, стоит приступить к активным действиям, чтобы не терять драгоценное время.

  1. Обратитесь к психологу. Специалист поможет грамотно справиться с этой ситуацией и не сделать еще хуже. Он разработает программу действий, которой нужно придерживаться.
  2. Наберитесь терпения. Устранять проблему гораздо тяжелее, чем не допустить ее возникновения.
  3. Не запрещайте компьютер сразу, без предупреждения и исключений. От этого станет только хуже. Ребенок может впасть в депрессию или проявит неконтролируемую агрессию, которая будет направлена в первую очередь на родителей.
  4. Начните контролировать и лимитировать время посвященное гаджетам. Постепенно уменьшайте количество часов для ребенка, в которые ему позволено играть. Остальное время займите общими увлечениями. Придумывайте все, что может заинтересовать ребенка, только бы он не вспоминал о своем любимом электронном друге.
  5. Избегайте возможного общения чада с такими же зависимыми людьми.
  6. Постарайтесь мягко донести, что появилась проблема, вы очень беспокоитесь за его здоровье и не хотите дальнейших осложнений. Если ребенок поймет это – отмечайте все изменения и улучшения. Поощряйте их. И тогда, ребенок будет стремиться преодолеть зависимость вместе с вами.

Борьба с любой зависимостью – это нелегкий путь, который порой не удается пройти взрослому человеку. А борьба, с чрезмерной страстью к Интернету у детей и подростков, требует исключительной аккуратности и терпения.