Роль родителей в формировании речи детей

Без помощи  родителей логопеда, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат гармоничного всестороннего развития.

Тетрадь с заданиями родители получают для того, что бы в выходные дни выполнить все рекомендации учителя-логопеда, повести с ребенком экскурсии, играть в подвижные игры, почитать стихи, порисовать.

С ребенком можно выполнить задания только тогда, когда он хорошо чувствует себя, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребенку. Занятие лучше проводить в игровой форме. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выразительно произнося текст и давая образец выполнения движения. Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение. При рассматривании натуральных предметов разрешить ребенку трогать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедиться, погладив кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть почувствует. Что стеклянный стакан тяжелей пластмассового. При сравнении предметов нужно помогать ребенку, использовать слова – антонимы: гладкий - шершавый, кислый - сладкий, тяжелый - легкий, высокий - низкий, широкий - узкий.

Некоторые рекомендации родителям:

* Заниматься с ребенком ежедневно по15-20 минут, делая в середине занятий небольшой перерыв, во время которой ребенок может подвигаться: поиграть в мяч, попрыгать, побегать.

* Заниматься с ребенком надо, когда ребенок бодр и весел.

* Никогда не принуждайте малыша к занятиям, старайтесь его заинтересовать. Проводить занятия в игровой форме.

* Все согласные буквы называть как звуки. Например, не [нэ] или [эр], а [н] или [р].

* Не спишите переходить к следующему заданию, если вы не уверены, что ребенок усвоил материал предыдущего.

* Никогда не давайте ребенку задания различение двух пар звуков во время одного занятия. Например, если в задании приведен материал по различению звуков [c] и [c’], так же [c] и [з], то одно занятие посвятиться первой паре звуков, а на следующей день займитесь второй парой.

* Утрировано произносить различные звуки в специальных играх и упражнениях.

Совершенствуем внимание и память ребенка

Развитие слухового внимание и памяти проводиться в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: гармоника, колокольчика, барабана. Не стоит торопиться с количеством используемых игрушек. Лучше начинать такую игру с двух игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, чашкой.

Хорошо проводить игры- занятия, в которых дети определяют местонахождения невидимого для них звучащего предмета: «найти колокольчик», «найти трубу». Взрослый, извлекающий звук, быстро отходит от спрятанной музыкальной игрушки.

Развитию зрительного внимания и памяти способствуют игры на запоминание: «Где что лежало(стояло)», «Что прибавили».